День 1. Формат, стили текста, заголовков, списков

Первый день посвящен подготовке текста. Вам нужно его разбить на смысловые части, выделить заголовки, создать списки и т.д.

Посмотрите видео к первому дню (в конце текста), затем прочтите текст.

Еще раз прочтите более внимательно, уже выполняя задание.

Вам нужно:

  • разбить текст на смысловые блоки;
  • оформить загооловки;
  • оформить основной текст.

2


Первый день — основная работа с текстом!

Не торопитесь делать все и сразу. Сначала составьте краткий план вашего мастер-класса. Напишите в соответствии с ним черновой текст МК. Разберитесь, о чем пишете в начале, о чем в конце, какую информацию необходимо добавить и в каком месте.

Если кратко, то вот что должно быть в МК:

  1. вводная часть;
  2. инструменты и материалы;
  3. основное описание по шагам;
  4. советы и рекомендации;
  5. контакты;
  6. дополнительная информация (коммерческое предложение).

Рассмотрим каждую часть плана отдельно.

Основные части мастер-класса

1 часть. Вводная

В начале мастер-класса обязательно покажите готовое изделие, результат, к которому придете в итоге. Оцените сложность МК, дайте краткие рекомендации перед началом.

2 часть. Инструменты и материалы

Перечислите все инструменты и материалы, которые вы использовали в работе.

  • Если инструментов много, то в тексте их лучше оформлять кратким маркированным списком. При необходимости в список можно добавить несколько предложений по каждому пункту.
  • Если есть материалы или инструменты, требующие дополнительного подробного описания и каких-то рекомендаций, то лучше это вынести в отдельный абзац после списка.
  • Если добавляете фотографии инструментов к каждому отдельно, то используйте одинаковый размер и оформление. О том, как вставить фото, разберемся во второй части Марафона.

Как оформить текст маркированным списком смотрите прилагаемый видеоурок к первому дню Марафона (в конце текста).

3 часть – пошаговое описание

Каждый отдельный шаг состоит из одного-двух абзацев, не более.

  • Разбейте свое изложение на отдельные этапы, которые содержат внутри себя по несколько шагов. К каждому шагу в идеале должна прилагаться отдельная фотография.
  • Описание должно быть понятным, доступным. Даже если вы уверены, что написанное вами понятно даже школьнику, все равно отдайте кому-то на прочтение, а лучше на тестирование. Вы получите обратную связь, увидите, где вы ошиблись и где нужно внести правки в описание.
  • Этап конечной обработки (утюжки, стирки и прочего) разместите в конце инструкции. После него следует дать рекомендации по уходу за готовым изделием при хранении.
  • Вставьте фотографии, если они у вас полностью готовы, и вы точно знаете, как правильно их вставить в документ, чтобы не изменилось форматирование текста. Если есть сомнения по этому поводу, то вместо фото пока просто пишите «Фото 001» и т.д. в тех местах, где они должны стоять.

4 часть – советы и рекомендации

Обязательно в конце мастер-класса покажите, как должно выглядеть правильно сделанное изделие, пусть даже фото дублирует то, что уже есть в начале МК.

Если затрудняетесь, какие советы давать, то составьте небольшой список часто задаваемых вопросов по теме вашего МК. Ответы на них и будут основой этого раздела.

Иногда отдельные моменты из пошагового описания лучше повторить, чтобы обратить на них особое внимание.

5 часть – контакты

Последним пунктом укажите свои координаты, по которым с вами можно связаться. Это нужно не тем, кто получит МК, а вам! Обратная связь нужна для поддержки контактов с клиентами.

Какие контакты указывать? Примерный список:

  • электронный адрес;
  • страница в Инстаграм;
  • группа ВКонтакте;
  • канал YouTube;
  • телефон;
  • Watsap;
  • Телеграм;
  • Viber.

Сделайте кликабельными (активными) ссылки. Как это делается, подробно расскажу в других уроках.

Дайте именно те координаты, которые вы точно проверяете ежедневно. Если вы впишите электронку, но сами просматриваете почту не чаще раза в неделю, то это плохой вариант. Вы упустите возможного клиента уже на первом этапе знакомства с ним.

В контактах добавьте свою фотографию, чтобы потенциальные клиенты могли представлять, с кем общаются.

6 часть – дополнительная информация

Обязательно добавьте в свой мастер-класс информацию о других своих продуктах, как платных, так и бесплатных. Составьте коммерческое предложение, дайте прямые ссылки.

После того, как напишете весь текст «начерно», приступайте к форматированию.

Обратите внимание, что текст, скорее всего, вы будете править еще не один раз. Однако, на данном этапе уже есть смысл его отформатировать и визуально представлять, как будет выглядеть конечный результат.

Вам в помощь – краткий урок и видео в конце по выравниванию текста, формату заголовков, маркированным и нумерованным спискам. Обязательно посмотрите видео, если появятся затруднения.

Форматирование текста, заголовки

Текст с «рваными» краями справа смотрится не аккуратно. Поэтому первое, что нужно сделать – выделить весь текст и указать выравнивание по ширине. Контактную информацию можно «отбить» вправо.

Смотрите видеоурок по форматированию в начале статьи.

Поля документа

Измените ширину полей в вашем документе. Иногда отступы несоразмерно широкие или узкие. Я выставляю 2,5 со всех сторон. И в дальнейшем при необходимости задаю другие границы.

Для изменения полей в панели инструментов зайдите во вкладку «Разметка страницы» и выберите «Поля». Вам откроется список из шаблонных размеров отступов.

На рисунке ниже я показала стрелками последовательность ваших действий.

Изменение полей документ001 а

Если никакой из шаблонов не подходит, то задайте свои размеры полей, используя команду в нижней части окна «Настраиваемые поля». В новом окне также можно поменять ориентацию страницы на альбомную.

002 гастариваемые поля

Иногда какой-то очень важный текст необходимо выделить, чтобы привлечь к нему особое внимание. Используйте сдвиг текста (кроме этого варианта есть множество других).

Сдвиг текста

Сделать это можно с помощью инструментов «Увеличить отступ» — и текст сдвинется вправо. Примените несколько раз, чтобы сдвиг был очевиден, как в этом абзаце.

На рисунке ниже показано, где находится данная кнопка.

004 увеличить отступ

Заголовки и подзаголовки

Далее добавьте к основному тексту понятные заголовки и подзаголовки. Для форматирования используйте стили Word.

КАК не нужно делать:

  • Выравнивать заголовки по центру с помощью пробелов.
  • Менять цвет, размер и прочее для каждого заголовка отдельно.
КАК не нужно делать: Выравнивать заголовки по центру с помощью пробелов. Менять цвет, размер и прочее для каждого заголовка отдельно.

КАК правильно:

  • Установите курсор на строчку заголовка, в верхней панели выберите мышкой нужный (Заголовок 2 или Заголовок 3 и т.д.)
  • Заголовки 3 должны «вкладываться» в заголовки 2. То есть Заголовок3 являются подзаголовками по отношению к Заголовку2.
  • Не используйте формат Заголовка1 – это только для названия (заголовка) всего МК.

Почему именно так, а не иначе? Для того, чтобы вы могли менять стиль (цвет, размер шрифта, начертание, расположение на строке и прочие атрибуты) ОДНОВРЕМЕННО во всех заголовках, используя кнопки стилей. Иначе вам придется каждый заголовок или абзац текста править отдельно — головная боль еще та!

Подробнее смотрите в видеоуроке к первому дню Марафона.

Изменение стиля заголовков

Для того, чтобы изменить единый стиль заголовка, например, Заголовка 2, откройте «Стили», выберите нужный заголовок, кликните на команду «Изменить». И в открывшемся окне задайте нужные вам параметры. Смените цвет, размер, начертание шрифта. Выровняйте по центру или по левому краю и т.д. Сохраните.

Так вы смените одновременно все заголовки, а не будете мучиться с каждым по отдельности.

005 Изменение стилей заголовков

После того, как текст отформатирован, переходите к вставке фотографий в текст. Заранее соберите все фото в одну папку и на следующем уроке (второй день Марафона) приступим к обработке изображений.

Советы и рекомендации

С текстом можно работать бесконечно, находить новые и новые варианты оформления, придумывать, как показать красивее, интереснее. Однако в любом случае нужно соблюдать некоторые общие рекомендации при работе с МК.

  • Размер шрифта основного текста лучше выставлять от 12 до 18 пунктов. Так текст хорошо читается без масштабирования.
  • Установите серый цвет основного текста – не «бьёт» по глазам, контраст между белым цветом страницы ниже.
  • Можно в тех же целях использовать светло-серый цвет страниц. Или очень светлого оттенка другого цвета.
  • Обратите внимание на глаголы. Лучший вариант – соблюдать повелительное наклонение во всех частях МК. Не «делаем» или «делают», а «сделайте» или «делайте».
  • Использовать обращение в единственном числе «ты» или уважительное «Вы» — решайте сами. Однако замечу, что тактичнее и правильнее с точки зрения русского языка — общее «вы» и с маленькой буквы. Почему? Вы пишете МК не лично к кому-то, чтобы обращаться на «Вы» с большой буквы или бесцеремонно тыкать. Уместно обезличенное общее «вы».
  • Проверьте текст на грамотность. Для этого учитывайте ошибки, которые выделает сама программа Word. Также помогут специальные сервисы онлайн. Например, вот этот: https://text.ru/spelling

Заключение

Вы ознакомились с материалами первого дня Марафона «МК за пять дней». Обязательно посмотрите видеоурок к этой части. В нем подробно показано, как выполняется форматирование текста, где какие кнопки искать.

Главное – применяйте полученные знания и переходите к следующему этапу – добавлению фото в текст МК.

ЗАДАНИЕ 1 дня

В первый день вам нужно:

  • написать черновик МК, включив в него все пункты, перечисленные в начале статьи;
  • отформатировать текст в соответствии с рекомендациями, данными в тексте выше (заголовки, поля и т.д.).

Я разрешаю вам описывать не все шаги в пошаговом описании (это ваш учебный мастер-класс), но в вашем МК должны присутствовать все разделы: от введения до коммерческого предложения. Это ВАЖНО!

Идеально описанный процесс выполнения работы — это ваше лицо, профессионализм. А коммерческое предложение — это ваши продажи.

Немного грамматики

Для тех, кто стремится к совершенству, даю несколько рекомендаций, которые опираются на правила русского языка и используются при оформлении документов.

Обратите внимание на следующее:

  • в кратких списках все пункты начинаются с маленькой (строчной) буквы;
  • в кратких списках в конце фразы ставят точку с запятой, в конце списка — точку;
  • если в списке каждый пункт состоит из нескольких предложений, то оформляют их по правилам русского языка — с заглавной буквы, ставят в конце точку и т.д.;
  • заголовки пишут с заглавной буквы;
  • в заголовках в конце не ставят точек или запятых, из знаков препинания допустимы только знак вопроса, восклицательный знак или многоточие;
  • заголовки располагают в середине строки;
  • желательно писать текст мастер-класса, как обращение к читателю, используя повелительное наклонение;
  • избегайте смены лиц применительно к глаголам, описывая процесс то «я сделаю», то «вы сделайте», но вполне допустимо приводить в пример ваш результат (например, «у меня получилось вот так…»);
  • придерживайтесь одного времени: «возьмите, свяжите, приклейте…» или «берут, вяжут, приклеивают…».

Более подробно с грамматикой русского языка вы можете ознакомиться на сайте http://gramota.ru/

Еще информация по теме: